Сафонов Борис Феоктистович
Сафонов Борис Феоктистович
07.05.2017 в 01:08 | Биография

Сафонов Борис Феоктистович - командир 4-й авиационной эскадрильи 72-го авиационного полка Военно-воздушных сил Северного флота, капитан; командир 2-го Краснознамённого гвардейского смешанного авиационного полка Военно-воздушных сил Северного флота, подполковник.

 

Родился 13 (26) августа 1915 года в селе Синявино ныне Плавского района Тульской области в крестьянской семье. Русский. После окончания 7-ми классов, в конце 20-х годов поступил в железнодорожное ФЗУ в городе Туле. В период обучения, с 1931 года начал заниматься в Тульском аэроклубе: сначала в кружке планеристов, а через год зачисляется курсантом-летчиком. Его инструктором была В.С. Гризодубова.

 

В ряды Красной Армии призван в 1933 году. Окончил 1-ю Качинскую военную школу лётчиков имени А.Ф. Мясникова в ноябре 1934 года, с высшими оценками по технике пилотирования, воздушной стрельбе, материальной части. Член ВКП(б) с 1939 года.

 

С 1934 по 1940 годы рядовой пилот, инструктор парашютно-десантной службы, помощник военкома эскадрильи по комсомольской работе Б.Ф. Сафонов служил в 106-й авиационной эскадрилье 40-й авиационной бригады Белорусского Военного Округа, где целеустремленный летчик сразу был замечен не только командиром отряда И. Якубовичем, но и командиром бригады, впоследствии начальником ВВС РККА дважды Героем Советского Союза Я.В. Смушкевичем. Сослуживцев Сафонова удивляли его исключительная настойчивость, стремление к основательности во всём: весь свой досуг он отдавал самообразованию. Круг его интересов включал как специальные авиационные дисциплины, так и общеобразовательные - физику, историю, литературу. Все отмечали его ораторский талант - умение убедительно, ярко и красиво передавать свои мысли другим…

 

В 1940 году, по личному рапорту Сафонова Б.Ф. его направили в распоряжение ВВС Северного флота командиром звена авиационного полка.

 

Великую Отечественную войну Б.Ф. Сафонов встретил командиром эскадрильи 72-го авиационного полка Северного флота, в котором ни одно боевое задание не выполнялось без непосредственного участия её командира. Войну летчики полка начали на устаревших истребителях И-16 (летая на этих машинах Сафонов совершил 109 боевых вылетов и сбил 17 самолетов противника).

В первый день войны, 22 июня 1941 года Сафонов в группе с лётчиком-истребителем Воловиковым у полуострова Рыбачий вышел на перехват гитлеровского бомбардировщика. Несмотря на то, что вражеский самолёт имел прямое попадание и задымил, но всё-таки сумел оторвался от преследования и ушёл на свою территорию…

 

24 июня 1941 года старший лейтенант Сафонов Б.Ф. первым из лётчиков-североморцев добыл первую победу в воздухе - им был сбит бомбардировщик "Хе-111", участвовавший в налёте на военно-морские базы в районе Полярное (ныне город Полярный) и Ваенга (ныне город Североморск). В первой же атаке Сафонов удачным выстрелом реактивным снарядом - "эресом" повредил самолёт противника. Тот ушёл в море, преследуемый Сафоновым до бухты Зеленцы, где "хейнкель" ударился о воду и разломился… Советский катер, подошедший к месту падения, успел подобрать лишь резиновую шлюпку, навигационные бомбочки, парашюты, погнутые от удара пулемёты…

 

Эта победа имела и неожиданное последствие… Командующий Северным флотом вице-адмирал А.Г. Головко, выяснив, что немецкие лётчики даже на сухопутных самолётах имеют резиновые шлюпки и на них аварийные радиостанции, дал указание снабдить таковыми все колёсные самолёты, летающие над морем ("Полезное надо перенимать"). И в дальнейшем резиновые шлюпки спасут немало жизней советских морских лётчиков.К концу лета 1941 года Б.Ф. Сафонов совершил 130 боевых вылетов, провел 32 воздушных боя и лично сбил 11 самолетов противника. Только за 5 дней августа он одержал 5 личных побед.

 

15 сентября 1941 года семерка истребителей под его командованием, вступила в схватку с превосходящими почти в 8 раз силами противника, уничтожила 13 вражеских самолетов, не потеряв ни одного своего. Сафонов лично сбил 3 самолёта.

 

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1941 года, за героизм, мужество и отвагу, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, командиру эскадрильи 72-го авиационного полка ВВС Северного флота капитану Сафонову Борису Феоктистовичу было присвоено звание Героя Советского Союза, с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

 

К моменту опубликования данного Указа, на счету лётчиков эскадрильи было около 50 воздушных побед,   из них 16 - на счету её командира.

В сентябре 1941 года, когда на аэродроме, где базировалась "сафоновская эскадрилья", обосновались английские лётчики на истребителях "харрикейн", прилетевшие с авианосца для усиления истребительного прикрытия конвоев (группа "Бенедикт" полковника Шервуда), Сафонов первым на Северном флоте облетал английский "харрикейн", а спустя 10 дней эти машины освоили и другие летчики эскадрильи.

 

По инициативе Сафонова английские самолеты, поступавшие по "ленд-лизу" на вооружение ВВС Северного флота, были перевооружены. Сначала на них поставили 4 крупнокалиберных пулемета, после чего Сафонов решил заменить пару пулеметов на пушки ШВАК, затем - установить под плоскости направляющие для реактивных снарядов...

 

С октября 1941 года Сафонов Б.Ф. - командир 78-го истребительного авиационного полка, майор. Он увеличил счёт сбитых вражеских самолетов, и за один месяц - с 22 декабря 1942 года по 22 января 1942 года был награждён вторым и третьим орденами Красного Знамени.

 

Во второй половине марта 1942 года подполковника Б.Ф. Сафонова назначили командиром 2-го Гвардейского истребительного авиационного полка. Он стал меньше летать, отдавая много времени руководству боевой деятельностью подразделения, организационно-хозяйственным делам.

 

В конце марта 1942 года он провёл воздушный бой в районе Туломской ГЭС и одержал очередные победы - лично сбил два вражеских истребителя.

 

Свой последний - 224-й боевой вылет подполковник Б.Ф. Сафонов совершил 30 мая 1942 года, на прикрытие конвоя союзников PQ-16, следовавшего в Мурманск. Трое лётчиков-североморцев во главе с Сафоновым на английских P-40 "киттихаук" обнаружив на подходе к конвою шесть вражеских бомбардировщиков, стремительно их атаковали. По донесениям по радио в ходе боя, Сафонов сбил 2 самолёта и третий повредил, но и сам погиб в этом бою. У его P-40 заглох двигатель (причина не ясна - либо повреждение в бою, либо отказ), и он рухнул в море.

 

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 июня 1942 года подполковнику Сафонову Борису Феоктистовичу присвоено звание Дважды Героя Советского Союза.

 

Он первый из тех, кому дважды было присвоено звание Героя Советского Союза за подвиги в Великой Отечественной войне. К этому высокому званию отважный лётчик-истребитель был представлен Наркомом ВМФ Н.Г. Кузнецовым не посмертно, а при жизни, 27 мая 1942 года - за три дня до своего последнего боевого вылета, но высокую награду получить не успел.

 

Он был первым из советских лётчиков, кто уже в мае 1942 года имел на боевом счету 30 самолетов противника уничтоженных лично, и ещё 3 в групповых боях*.

 

Боевые заслуги Б.Ф. Сафонова воплотились не только в уничтоженные им вражеские самолёты. Под его руководством в авиации Северного флота выросли и обрели солидный боевой опыт десятки воздушных бойцов, ставших впоследствии Героями Советского Союза.

 

Награждён орденом Ленина (16.09.1941), тремя орденами Красного Знамени (14.07.1941, 22.12.1942, 22.01.1942), иностранной наградой - крестом "За выдающиеся лётные заслуги" (Великобритания, 19.03.1942).

julyaenina2017 636 просмотров 0 комментариев
Всего комментариев: 0
avatar

ДОО
Последние комментарии
Музей Б. Ф. Сафонова © 2021