Покрышкин Александр Иванович
Покрышкин Александр Иванович

Александр Иванович Покрышкин — первый трижды Герой СССР. Лично сбил 59 вражеских самолётов.

Довоенные годы

Город Николаевск, ныне Новосибирск. 19 марта 1913 года в семье рабочих рождается второй мальчик — Саша. Всего в семье Покрышкиных было семь детей: шесть мальчиков и одна девочка. С детства Саша был смышлёным парнишкой. Мечту о небе у Саши Покрышкина породил агитсамолет Общества друзей воздушного флота. Это был купленный на пожертвования сибиряков «Юнкерс», который приземлялся на пустыре у военного городка. Десятилетним мальчиком будущий ас впервые увидел так близко самолет.

«Буду делать все, но стану только летчиком!»

Закончив семилетнюю школу, Александр начинает работать на стройке, а после поступает в ФЗУ. Родители его не поддержали, и мальчик покинул отчий кров навсегда. Через года заветная путевка в авиацию получена – он едет в Пермь. Но, приехав учиться, Покрышкин узнает, что зачислен на курс авиамехаников, так как авиашкола была перепрофилирована с летного учебного заведения в авиационно-техническое.

В 1932 году зачислен в Красную Армию добровольцем. И здесь начинается его путь как лётчика. Александр пишет начальству в общей сложности 44 рапорта о том, чтобы его направили на обучение летной профессии, но ответа так и не было. Тогда он просит разрешения быть лётчиком-наблюдателем в самолете Всеволода Севастьянова «Р-1» (разведчик-1) и ему разрешают. По сути Севастьянов становится учителем у Александра Покрышкина.  Свой первый самостоятельный полет Покрышкин совершил в аэроклубе Краснодара во время своего отпуска. Там за 17 дней он осваивает двухгодичную программу аэроклуба и экстерном на «отлично» сдает экзамен. Начальник клуба сказал:

Покрышкин первый, кто смог получить летное удостоверение всего за три недели.

Дальше он поступает в Качинскую военную авиационную школу летчиков. Менее, чем за один год оканчивает знаменитую Качу и получает назначение в 55-й истребительный авиаполк, располагавшийся на западной границе, под Бельцами (Молдавия). Там и застало А.И. Покрышкина начало Великой Отечественной войны.

Великая Отечественная война

Александр Иванович Покрышки воевал с самого первого дня войны и до последнего. Первый вылет произошел в первый день войны 22 июня 1941 года. Тогда Александр Иванович был в должности заместителя командира эскадрильи на Южном фронте. В начале войны его привлекают для выполнения разведовательных полетов с указанием — «не вступать в бой». Но Покрышкин постоянно в них ввязывается, считая зазорным возвращаться на аэродром с полным боекомплектом. 26 июня 1941 года Александр одержал свою первую победу, сбив во время разведки истребитель Мессершмитт Bf.109.

Через некоторое время наш герой понимает, что тактика боя очень устарела и начинает делать заметки на этот счёт. Он завел тетрадь, озаглавив ее «Тактика истребителей в бою». Эти заметки, вырезки, схемы стали началом его науки побеждать. (Тетрадь была сохранена будущей женой Покрышкина – Марией Кузьминичной и передана ею в Центральный музей Вооруженных Сил). В результате его кропотливой творческой работы постепенно вырабатывалась та основная формула воздушного боя, которая стала известна всей нашей истребительной авиации. Четыре элемента входили в эту формулу: ВЫСОТА – СКОРОСТЬ – МАНЕВР – ОГОНЬ. Заслугой выдающегося летчика является то, что он одним из первых сумел объединить все необходимые составные элементы наступательного воздушного боя в единое целое. Позже лётчик-ас Иван Кожедуб говорил, что внимательно изучая теорию Покрышкина применил её в жизнь и усовершенствовал.

«Чтобы соображать в воздухе, надо готовиться к этому на земле» — одно из правил А.И. Покрышкина.

Покрышкин несколько раз был близок к гибели. Пулемётная пуля прошла через его сиденье с правой стороны, повредила плечевой ремень, отрикошетила от левой стороны и поцарапала подбородок, покрыв приборную доску кровью. Вспоминая войну, Александр Иванович говорил:

«Тот, кто не воевал в 1941—1942, не знает настоящей войны».

Он стал первым трижды Героем Советского Союза в стране. И единственным — в годы войны. Всего за годы войны Покрышкин совершил 650 вылетов, провел 156 воздушных боев, сбил 59 вражеских самолетов лично и 6 — в группе. Из 65 его официальных побед только 6 были одержаны в последние два года войны.

За апрель 1943 года А. И. Покрышкин сбил 10 немецких самолётов. Тогда же и получил своё первое звание Героя Советского Союза.

В большинстве вылетов Покрышкин брал на себя самую трудную задачу — сбить ведущего. Как он понял из опыта 1941—1942 годов, подбить ведущего значило деморализовать противника и часто этим заставить его вернуться на свой аэродром.

Немецкие летчики, теряя свои самолеты при встрече с нашим асом, вскоре стали предупреждать друг друга о его появлении:

«Внимание! В воздухе Покрышкин!»

За май 1943 года он сбил 12 самолетов и 2 — в июне. Вторую звезду Героя Советского Союза Покрышкин получил 24 августа 1943. В воздушной битве на Кубани он сбил лично 22 самолёта врага, стали асами многие его ученики, а Покрышкин приобрёл всесоюзную славу. К концу 1943 года выполнил 550 боевых вылетов, провёл 137 воздушных боёв, сбил 53 самолёта противника.

19 августа 1944, после 550 боевых вылетов и 53 официальных побед, Покрышкин был награждён Золотой Звездой Героя Советского Союза в третий раз.

Покрышкин создал собственную систему подготовки асов. Особое значение придавал он боевой дружбе и слетанности в эскадрильях. Не раз оставлял уже пойманный в прицел немецкий самолет ради спасения, попавшего в опасность своего летчика. До конца своих дней больше всего гордился он тем, что по его вине не погиб ни один из тех, кого он водил в бой…

А.С. Закалюк. «Свободная охота» А.И. Покрышкина над Черным морем 5 ноября 1943 г

 

 

 

julyaenina2017 151 просмотр 0 комментариев
Всего комментариев: 0
avatar

ДОО
Последние комментарии
Музей Б. Ф. Сафонова © 2021